anariel_r: (Ворон и луна)
[personal profile] anariel_r
Хотела про Хорватию написать. Но буду не про нее! Потому что переделала за день все домашние дела и томительно слонялась в поисках новых, не нашла, легла на диван и лежала несколько часов. А все почему? Потому что заслушалась аудиокнигой. Так сильно - первый раз в жизни. Сейчас залягу в ванну с ней же в ридере.
А пока сижу и удивляюсь на себя - какого демона Ублюдка я не добралась раньше до не-форкосигановских буджолдовских вещей? Сейчас я просто решила отдохнуть от Мартина и... 
"Проклятье Шалиона" сначала шло так себе: куча трудноуловимых имен, названий, реалий и титулов тупо не давала себя запомнить и уловить в потоке английской речи. Но любимые герои Буджолд до отвращения харизматичны, а здесь такой герой очаровательно негероический, особенно поначалу... и трепло такое же, как Майлз. И такой же специалист по вылезанию без мыла изо всяких мест, в которые засовывает его судьба. Не сказать, что жизнь потрепала его, как Майлза и Марка, но сравнимо (ха, как и Майлз, он восстает из мертвых). Опять же, разумный человек и практическая теология - это чрезвычайно забавно. ...Примечательно, что жемчужное ожерелье в "Проклятье" играет роль очень похожую на ту, что оно исполняет в "Подарках к Зимнепразднику". Интересно, это ЛМБ нарочно или само получилось?
Еще очень интересно смотреть, как Буджолд опирается на реальную историю - мне это сейчас интересно с практической точки зрения. Побери меня тот же демон, если castle в "леопард и замок" не аллюзия на Кастилию, а образ проклятой королевы - не производная истории Хуаны Безумной (ой, а я про нее и фильм люблю): в книге действие проклятия выдают за безумие. Ну, и весь сюжет имеет прообразом брак Фердинанда и Изабеллы и объединение Кастилии и Арагона, вплоть до деталей. Например, "Бракосочетание было тайным, так как король Энрике не дал на него своего разрешения. Свита жениха прибыла в Кастилию, переодевшись купцами. Кроме того, так как жених и невеста были кузенами, требовалось разрешение от папы. Необходимый документ был сфабрикован, и разрешение было получено задним числом", что творчески переработано в романе (документ, полученный задним числом, превращается в "смерть задним числом"). Имена (Энрике-Орика), родственные отношения... И это я еще испанского не знаю.
Т.е., исторических аллюзий (точнее, не аллюзий-отсылок, а аллюзий-надстроек, if you take my meaning) много даже на взгляд малознающего человека. Не могу сказать, что они как-то особенно постмодернистично-глубоки, но они изящно использованы и заново переплетены. Это очень интересная работа - взять камушки из старой мозаики и сложить их в совершенно новую. Например, очень гармонично вполне современный образ "сильной женщины" соотносится с историческим образом королевы Изабеллы: взяли и из средневекового зернышка вырастили вполне актуальное феминистское деревце. 
Но дело даже не в литературном качестве, а в том, что Буджолд все время попадает в мое слабое место с тем же эффектом, с каким метко нацеленный кулак попадает в солнечное сплетение.
Мне иногда снятся истории, сюжеты, которые меня захватывают с большей или меньшей силой. Так вот, десять лет назад мне приснился сон, который относился к форкосигановской саге примерно так, как "Проклятие Шалиона" - к испанской истории (в смысле структуры персонажей и некого общего ощущения). Только Майлз распался двух персонажей - положительного и отрицательного, а Марк и Грегор наооборот склеились. И в отличие от большинства снов-историй, которые довольно быстро исчерпывают свой потенциал, эта история до сих пор жива и очень важна для меня.  
Действие ее происходит не в НФ-будущем, как в Форкосаге, а в таком же условном не то Средневековье, не то Ренессансе, что и действие "Проклятия". И теперь получается так, что в "Проклятие" какие-то штуки выглядят как... отклики, что ли, на мою историю. Или ее дальние разветвления. Синхронистичность своего рода. Ха, издано "Проклятье" в 2001 году вдобавок. И вот я читаю его - и его даже литературные особенности, вроде опоры на реальную историю, вполне актуальны для тех ветвей моей истории, которых вначале и в помине не было! 
И там просто одно место... один эпизод буквально, который как краткий пересказ моего собственного сюжета, только в чуть отличающемся антураже. Но внутренний мой металлоискатель отреагировал на буджолдовскую историю с той же силой, что на мою собственную. Аж в глазах потемнело. Любовь, смерть, тайна. The rest is silence.

Date: 2012-09-02 07:51 am (UTC)
From: [identity profile] beldmit.livejournal.com
Ох. Не знаю, не пошел мне Шалион. И Нине не пошел. Перечитать, что ли?

Date: 2012-09-02 11:31 am (UTC)
From: [identity profile] anariel-rowen.livejournal.com
Это специфическая вещь сама по себе.
У Буджолд есть специфические штуки, которые могут вызывать либо сильное принятие, либо резкое неприятие. И за пределами любимого антуража (например, НФ-будущее) не радовать совершенно.
А я сейчас за вторую книжку возьмусь, только телефон зарядится :))
Меня прикололо, что на торрентах, откуда я скачивала аудиокнигу, какой-то чувак написал, что шалионский цикл на порядок лучше форкосигановского. Я не уверена, что согласна с ним, но что это сравнимые уровни - для меня правда.

December 2016

S M T W T F S
    123
4 5 678910
1112 1314151617
181920 21 22 23 24
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 28th, 2026 07:45 am
Powered by Dreamwidth Studios